воскресенье, 10 февраля 2013 г.

Старые игры снова в моде




Легенды компьютерных игр — Doom, Warcraft, Mortal Kombat, Baldur's Gate и другие — снова на пике популярности. Но интерес не ограничивается воспоминаниями "как здорово это было" — люди готовы платить за игровой "антиквариат". И весьма щедро.

Осенью 2012 года бельгийская компания-разработчик компьютерных игр Larian Studios решила отметить десятилетие выхода своего некогда популярного проекта Divine Divinity. На сайте GOG.com (Good Old Games) ролевая игра-"старушка" с примитивнейшей по современным меркам графикой и "старорежимным" представлением игрового поля в проекции "сверху-сбоку" была предложена по цене в… 1 цент. Правда, основатель компании Свен Винке решил применить модель продаж, известную как "плати, сколько хочешь": покупатель сам выбирал, какую сумму отдать за копию игры.

Результат оказался феноменальным: люди по своей воле значительно переплачивали за игру, которую могли бы получить фактически бесплатно, и общие сборы на порядки превысили сумму, которую Larian Studios ожидала получить от этой "мемориальной распродажи". Один из ценителей выложил $1 тыс., что в десять тысяч раз больше изначальной цены! Ажиотаж потянул за собой рост продаж других "притрушенных пылью" игр из серии Divinity: дошло до того, что у дистрибьюторов закончились коробки с этими играми, и их пришлось завозить в офис Larian и отгружать прямо оттуда.
Вперед, в прошлое

"Переоценка" Divine Divinity — одно из самых ярких, но далеко не единственное проявление феномена, который четко обозначился в последнее время на рынке компьютерных игр. А именно — возрождение интереса к некогда очень популярным, но давно устаревшим игровым проектам прошлого.

Чем объясняется ренессанс старых игр? Самая очевидная причина — ностальгия по "молодым денькам", которую периодически ощущают серьезные 30-40-летние дяди, вспоминая, как они когда-то уничтожали полчища монстров в Doom, бились насмерть в Mortal Kombat, пытались соблазнить девушек в Leisure Suit Larry, посылали в атаку драконов в Heroes of Might and Magic или приближали своего персонажа к божественности в Baldur’s Gate. Желание вернуться в те времена — такое же естественное, как желание вернуться в юность.

Но есть и другие причины, менее заметные, но не менее важные. Хотя визуальный уровень знаменитых игр прошлых лет на порядки проигрывает тому, что можно получить от современного процессора и видеокарты, содержательная часть и сюжет во многих случаях были гораздо лучше, чем у нынешних разрекламированных игровых хитов. А ведь игра интересна как игра, а не как коллекция сверхдетализированной анимации и спецэффектов. И зачастую, поиграв в такую игру с полчаса, человек сносит ее с диска.
Заработать на антиквариате

Парадоксально, но еще несколько лет назад коммерческие перспективы старых компьютерных игр оценивались как равные нулю. Компании-издатели или владельцы прав на них практически не занимались продажами: считалось, что подобное "старье" попросту никому не нужно, а принимать во внимание одиночек-фанатов нет смысла. И если кто-то хотел заполучить такую игру, он вынужден был обращаться на пиратские сайты с "заброшенным" программным обеспечением: оттуда файл можно было загрузить бесплатно, но при этом никто не гарантировал ни работоспособности, ни отсутствия вирусов.

Ситуацию изменил упомянутый сайт GOG, предложивший собственную бизнес-модель по продаже классических игр. Ее смысл состоял в следующем. Во-первых, "антиквариат" предлагался по сниженным ценам — как правило, от 5 до 15 долларов, а зачастую и ниже. При этом не применялись технологии защиты от копирования, типичные для новых игр: общеизвестно, что владельцу эти ограничения ничего, кроме неудобств, не приносят. Во-вторых, самые знаменитые игры прошлых лет сопровождались дополнительным материалом, связанным с игрой: можно было загрузить саундтреки, "обои" на рабочий стол, концепт-арт, карты, руководства и другие материалы.

Все это не просто превращало "старье" в полноценный товар, но и подогревало интерес ностальгирующей публики: по­явилась возможность получить дополнительный контент, связанный с игрой, которого раньше не было. И, наконец, самое главное: программисты GOG обеспечивали совместимость старых программ с новыми версиями Windows, а если была возможность несколько осовременить игру, что называется, "малой кровью", без особых затрат, — делали и это.

А как же пиратские сайты с залежами игр? Неужели кто-то будет покупать то, что можно взять на таком сайте совершенно задаром? Как оказалось, да. Более того, GOG стал выходить на такие сайты и предлагать им партнерство: они убирали пиратский контент и ставили линки на легальные версии, которые можно было купить "за копейки". Выгода оказалась взаимной — "экс-пираты" начали получать часть прибыли от продаж, а их бывшие посетители не испытывали особых проблем с тем, чтобы заплатить пяток долларов за гарантированно "честную" и работоспособную игру.
Улучшить и дополнить

Резкий всплеск интереса к "старым добрым играм" невозможно удовлетворить одним только их переизданием. Возникает естественное желание переделать старую игру на новый лад — улучшить графику и звук, обеспечить совместимость с современным компьютерным "железом", иногда — включить новые сюжетные линии (не меняя, впрочем, основного содержания и игровой динамики).

Взять, к примеру, бесспорно легендарную игру Leisure Suit Larry. Один из первых представителей жанра графических квестов, первый представитель игр с "мягко эротическим" подтекстом, самая пиратируемая игра своего времени. Первая игра серии вышла в 1987 г., последняя — в 1996-м. И вот уже почти двадцать лет считалось, что смерть постигла не только Ларри, но и весь жанр двумерных квестов, родоначальником которого была эта игра.

В апреле 2012 г. Эл Лоу, автор первого "Ларри", объявил на сайте Kickstarter сбор средств на создание римейка самой первой и самой прославленной серии игры. Аналогичной оригиналу, но "улучшенной и дополненной" — с современной графикой, анимированными заставками и эпизодами, дополнительными диалогами, новыми местами и, понятное дело, новыми девушками, с которыми предстоит "крутить любовь" неудачнику Ларри. Лоу хотел собрать $500 тыс. — и уже за 12 часов ему перечисли­ли $70 тыс., за пять дней — $200 тыс., за месяц — свыше $655 тыс. Выход игры ожидает­ся в ближайшие месяцы.

Еще один пример римейка легенды — ролевая игра Baldur's Gate. Оригинальная версия вышла в 1998 г. и до сих пор считается эталоном этого жанра. В ноябре 2012-го Baldur's Gate "родилась заново": компания Beamdog, не без труда получив лицензию от правообла­дателей, выпустила игру Baldur's Gate: Enhanced Edition. Улучшения главным образом затронули лишь техническую сторону, в том числе появилась поддержка новых игровых платформ — Android и Apple iOS. Коллективное финансирование в данном случае не применялось. Но цена традиционно невысока: для PC и "Маков" игра стоит $20, для мобильных платформ — $10, дополнительный контент (новые персонажи) можно загрузить за $3.
С новыми силами

Иной, более впечатляющий путь "возрождения" — развитие классических жанров и тем, которые игровая индустрия считает бесперспективными и отказывается финансировать их разработку. На Kickstarter были успешно профинансированы несколько таких проектов: ролевая постапокалиптическая игра Wasteland 2 (просили $900 тыс., собрали около $3 млн), фэнтезийная "ролевка" Project Eternity (просили $1 млн, собрали $4 млн) и, наконец, космический симулятор Star Citizen, на создание которого сообщество фанов собрало рекордную для таких проектов сумму — $7,5 млн, при изначально заявленной цели в $2 млн.

Если жанр ролевых игр в последние годы как-то существовал, то, допустим, жанр симуляторов космических кораблей считался безнадежно мертвым: это знает любой, кто пытался найти в продаже современный аналог "космических леталок" вроде Wing Com­mander или Descent Freespace. Последняя серьезная попытка возродить космосимы состоялась десять лет назад: Крис Робертс, автор легендарной и весьма успешной в коммерческом плане игры Wing Commander (1990 г.) взялся за новый проект под названием Freelancer.

Предполагалось, что игроки тут смогут не просто вести космические бои, но и жить — торговать, изучать планеты, воевать с пиратами или наоборот, пиратствовать. Задача оказалась слишком сложной, сроки выпуска игры затягивались. В 2000 г. проект был куплен компанией Microsoft. Робертс согласился на это, потому что для завершения проекта нужны были серьезные деньги и ему пообещали, что Microsoft не станет вме­шиваться в его замыслы. Вышло наоборот: Microsoft приняла решение доделать то, что есть, и "обрезать" все дополнительные возможности игры. Крис Робертс после завершения сделки ушел из своей компании и игровой отрасли, занявшись кинематографом. С тех пор считалось, что выпуск космических симуляторов не имеет коммерческих перспектив.

В прошлом году Робертс сделал сенсационное заявление: он докажет, что жанр космосимов не мертв, и докажет это новой игрой. Проект под названием Star Citizen поражает воображение. По сути, это не одна игра, а две: сначала можно поиграть в однопользовательский вариант в качестве пилота "Эскадры 42", а затем, получив опыт, "переместиться" в онлайновую много­пользовательскую "вселенную" игры. Причем в этой "вселенной" постоянно происходят новые события, динамически появляются дополнения и т. д. И все это — в сочетании с самыми современными графическими технологиями компьютерных игр.


0 коммент.:

Отправить комментарий